В чем суть «белорусского агрогламура», почему состоятельные белорусы превращают свой дом в музей и сколько стоит современный дизайн, специально для Bel.biz рассказал Юрий Алехно, учредитель и руководитель минского дизайн-бюро Redo Studio.

Найти свободную минутку в плотном расписании Юрия было непросто, Bel.biz удалось перехватить руководителя известной студии дизайна на тренировке по стрельбе из лука. Под аккомпанемент свистящих стрел мы и задали наболевшие вопросы нашему герою.

Какие сегодня предпочтения у состоятельных белорусов в отношении жилых интерьеров?

Основная просьба, с которой приходят к нам заказчики, это сделайте нам современное интересное «умное» жильё, в котором нам будет комфортно жить и принимать гостей. Важно, чтобы жильё было с эффектом «Вау».

А что именно вкладывают сегодня в понятие «Вау» ваши клиенты?

Люди разные и у каждого свои понятия об этом. Есть люди, для которых «Вау» - это барочная мебель в золоте и витиеватых узорах. Для других – это размер дома, его высота, количество стекол в доме. Есть люди, которые с головой подходят к делу, а есть те, кто ориентируется на толщину кошелька. Мне все же импонирует подход первых.

Как изменились вкусы состоятельных белорусов за последние годы? Осталась ли любовь к цыганщине и интерьерам «па-багатаму»?

Да, вкусы меняются. Я бы назвал этот процесс «стрижкой овец». Другими словами, вся цыганщина и дурновкусие постепенно отбрасываются. Если в своё первое жильё такой клиент тащил все без разбору, лишь бы подороже, то уже при строительстве дома, он постепенно приходит к чистому, понятному дизайну. Например, если используется камень в покрытии пола, то на все 250 кв. метров площади дома. Если мы говорим о стенах, то стены будут только в покраске, а на них будут висеть дорогие картины или художественные инсталляции. Если говорить о светильниках, то это дорогой, качественный, но невидимый, встроенный свет. Здесь уже человек работает с пространством, в котором ему хочется раскрыться. Потому что, если человек живет в пространстве, где все в золоте и вензелях, ему уже нечего добавить к такому интерьеру. Это давит своей значимостью и возникает ощущение музея, где человек не живет, а как будто пришел на выставку посмотреть. Сейчас большая часть наших клиентов уходит от этого.

В чем причина таких коренных изменений?

Причина в том, что современный человек много путешествует. А когда он путешествует, то снимает гостиницу или частный дом. В Европе, в отличие от постсоветского пространства, сдаются очень современные дома, так называемый «прокачанный хайтек». И человек, пожив какое-то время в этом окружении, понимает, что ему там нравится. Ему также хочется и дома жить. Современный заказчик начинает выздоравливать, в доме даже находится место под библиотеку. Раньше, когда я предлагал разместить библиотеку, клиент удивлялся, «зачем, у меня все книги в айпэд залиты». Теперь возвращается любовь к бумажному чтению.

Можно ли как-то обобщить образ современного заказчика, что он из себя представляет?

Современный заказчик – это человек, который ищет себя и находит посредством форм, сочитания цветов и материалов, предметов привезённых из путешествий или близких по духу. Раньше он пытался себя представить через конкретные стили: хай-тек, барокко, классика и прочие. Теперь мы клиенту говорим, что о стилях забываем и ищем именно то, что помогает ему быть самим собой. И мы пытаемся найти, что может выразить человека именно в этом интерьере.

Сколько сегодня заказчик готов потратить на дизайн интерьера?

Все зависит от объекта: квартира, частный дом, офис. В частном секторе клиент сегодня в среднем тратит на дизайн, материалы, строителей примерно 1100-2000 у.е. на квадратный метр. Есть, конечно, и те, кто готов 3000 потратить, но средняя цена примерно такая. Если это квартира, то цена составит около 1100-1200 у.е. за квадрат.Для кого-то заказать дизайн – это как выпить чашку кофе, а для кого-то – это равносильно дорогому ужину для незнакомого человека. Первая встреча показывает, кто перед тобой находится: скупой клиент, экономящий на карандашах или человек, понимающий, раз дизайнер так нарисовал, то стоит следовать проекту.

Бывают случаи, когда мы разрабатываем дизайн, клиент платит деньги, а когда доходит до стадии реализации, он все делает по-своему. Это конечно прекрасно, но зачем было платить за дизайн? Для меня это загадка. Понятно, что я заработал на проекте. Но хочется большего. Чтобы можно было свой дизайн, воплощенный в жизнь, потом прийти сфотографировать, опубликовать в журнале или на сайте. Хочется, чтобы появлялись новые стандарты и направления в белорусском дизайне, а не просто получать деньги за нереализованные проекты.

Таким образом, всех заказчиков можно разделить на две группы: кто-то слушает нас и выполняет все от первого размера до последней текстуры, а кто-то все делает по-своему, просто рассказывая всем, что у него есть личный дизайнер.

С кем проще общаться при обсуждении проекта – с мужчинами или женщинами?

Все по-разному. Бывает, приходит пара, с которой мы выясняем все тонкости и согласовываем детали, а бывают случаи, когда мужчина зарабатывает деньги, а его женщина их тратит. Тогда вся ответственность перекладывается на нее и принимает решение она.Лучший вариант, когда приходит пара. Тогда я могу донести до клиентов свою позицию и могу выяснить их отношение к проекту. С одним человеком работать сложнее. Так как объясняешь ему ряд моментов, доводишь свое понимание, а он потом пытается это пересказать «второй половинке», что не всегда получается. Поэтому я прошу всегда заказчика приводить всех, кто принимает решение на встречу. Тогда выслушиваются и учитываются все мнения.

Вернемся к вопросу о дурновкусии. Откуда на ваш взгляд тянутся его истоки?

Плохой вкус, на мой взгляд, прививается некачественными изданиями, которые берут в печать лишь бы кого, чтобы просто заполнить эфир. Зачастую это происходит так: человек приходит к нам со своими желаниями, приносит пачку журналов с «модным дизайном» морально устаревшим уже лет на пять. Почему так происходит? На самом деле, где-то полгода дизайн разрабатывается, согласовывается, утверждается. Затем еще пару лет он претворяется в жизнь, затем еще через какое-то время он отснимается и попадает в модный журнал. А потом клиент его читает и приходит ко мне с предложением сделать такой же. А это первый шаг к ухудшению качества моего заказчика. Я сразу говорю, что с этим мы не работаем.

Верите ли вы, что в ближайшем будущем все заказчики будут приходить с запросами на интересный и современный дизайн?

Я реалист. Мне приходилось работать с самыми разными заказчиками. К счастью в моей практике есть случаи, когда человек приходит ко мне с желанием слышать и доверять!

Текст: Владимир Лужнёв Фото: Глеб Канаш